Отрывки
Многие из замышлявшихся дел в своей жизни мне удавались не с первого, а только со второго раза
: в комсомол вступил со второго раза (при первой попытке меня обвинили в обмане — приписал к своему возрасту лишние полгода), делал две дипломных работы (см. ниже), кандидатскую диссертацию писал дважды, да и к докторской подошел тоже только со второй попытки… Так складывавшаяся судьба позволила мне почувствовать себя оптимистом и не падать духом в трудных ситуациях: любимой песней не только детства, но и всей жизни стала песня из фильма “Дети капитана Гранта” со словами припева “Кто ищет, тот всегда найдет”.
Как Вы пришли в информатику? Первый компьютер, на котором Вы работали? Первый язык программирования, с которым Вы познакомились? Первые задачи, которые Вы решали?
Выбор факультета при поступлении в вуз — физмат Нижегородского (в ту пору — Горьковского) университета имени Н.И. Лобачевского — не был случайным: в жизни я всегда любил и ценил красоту. Поэтому выбор математики как будущей специальности был, по существу, предопределен.
Вспоминается меня самого посмешивший позднее эпизод. Поздним вечером возвращаюсь из
машинного зала ИПМ в общежитие на метро
и продолжаю рисовать нескончаемые блок- схемы.
Задумавшись над очередной загогулиной блок-схемы, поднимаю глаза, и взор упирается в сидящую
напротив симпатичную девушку. Мысли,
конечно, не о ней, а о новом повороте блок-схемы. Следующая задумка, и еще одна остановка мысли.
Снова ненадолго взгляд останавливается
на девушке, которую я практически не заме- чаю. Но она-то воспринимает мои
устремленные внутрь самого себя взгляды
как мое желание нарисовать ее портрет. Наконец, не видя моих результатов, она демонстративно встает,
якобы возмущаясь моей откровенной
наглостью, и переходит на мою сторону вагона. Стоит, упираясь спиной в дверь вагона, бросает
свой косой взгляд на лист бумаги с
блок-схемами, лежащий на моих коленях. Тут она видит, что мои рисунки очень далеки от
воспроизведения красивого портрета, и
уже в нескрываемом гневе уходит в другой конец вагона.
На Великую Отечественную войну он ушел добровольцем, единственный раз в жизни отодвинув на второй план свои увлечения наукой. Но и тут молодой командир топографического взвода нашел возможность применить свои знания и великолепную память. Характерный пример — история награждения А.А. Ляпунова боевым орденом Красной звезды за участие в боях на Курской дуге — переломном моменте войны в пользу Советского Союза. Впервые Алексей Андреевич побывал в этих местах еще до поступления в университет, когда приезжал под Курск в составе геологической экспедиции отца, исследовавшей Кур скую магнитную аномалию. Помогая отцу в упорядочении записей экспедиционных наблюдений, юноша Ляпунов сохранил их не только в документах экспедиции, но и в собственной памяти. А воспользовать ся ими довелось, когда война привела его на Курскую дугу. Вспомнив информацию о необычно сильных магнитных полях в этих местах, он предложил внести изменения в инструкции, официально поставляемые наводчикам-артиллеристам. Но ляпуновские обновления таблиц настолько расходились с теми, к которым боевые командиры-артиллеристы привыкли в учебных классах военных училищ, что у них невольно возникали подозрения по поводу инструкций командира топографического взвода. Военному начальству посыпались “сигналы” об умышленных ошибках офицера А.А. Ляпунова. В те времена в сложной боевой обстановке разбираться было некогда — под трибунал с очевидным исходом. Но успел вмешаться парторг, который предложил провести эксперимент по проверке нестандартных инструкций Ляпунова, тех, что он написал с учетом влияния здешних магнитных полей на траектории полетов тяжелых снарядов. Эксперимент был проведен. Оказалось, что типовые инструкции вызывают не только большой разброс, но и существенные отклонения от цели, а стрельба “по-ляпуновски” все снаряды точно выкладывает в одну и ту же воронку-цель.
Есть ли какой-то факт из информатики — может быть, какой-то алгоритм, - который произвел на Вас сильное, запоминающееся впечатление?Да, есть. Это рекурсия, которая позволяет очень простыми средствами воспроизводить на компьютерном экране красивейшие и далеко не всегда предсказуемые рисунки.
Надо ли сейчас вообще учить предмету “информатика” в школе? Ведь навыки работы на компьютерах, в сетях, с прикладным ПО дети получают и без этого и гораздо раньше, чем начинают изучать предмет. А специалистов вполне можно готовить в вузах. В школе-то зачем?
Информатика в школе нужна вовсе не потому, что нужно решать определенный класс задач, составлять таблички и рисовать картинки, а потому что информатика учит детей думать, планировать, искать, общаться и учиться, а из всех школьных дисциплин дидактическим инструментарием для решения этих социальных и педагогических задач обладает только информатика. Эта теорема доказана А.П. Ершовым и его Школой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий