среда, 27 августа 2014 г.

Первин Юрий Абрамович

Отрывки
Многие из замышлявшихся дел в своей жизни мне  удавались не с первого, а только со второго раза
:  в комсомол вступил со второго раза (при первой попытке  меня обвинили в обмане — приписал к своему возрасту  лишние полгода), делал две дипломных работы  (см. ниже), кандидатскую диссертацию писал дважды, да  и к докторской подошел тоже только со второй попытки…  Так складывавшаяся судьба позволила мне почувствовать  себя оптимистом и не падать духом в трудных ситуациях:  любимой песней не только детства, но и всей жизни стала  песня из фильма “Дети капитана Гранта” со словами  припева “Кто ищет, тот всегда найдет”.
Как Вы пришли в информатику? Первый компьютер, на котором Вы работали? Первый язык программирования, с которым Вы познакомились? Первые задачи, которые Вы решали?
Выбор факультета при поступлении в вуз — физмат Нижегородского (в ту пору — Горьковского) университета имени Н.И. Лобачевского — не был случайным: в жизни я всегда любил и ценил красоту. Поэтому выбор математики как будущей специальности был, по существу, предопределен. 
Вспоминается меня самого посмешивший позднее  эпизод. Поздним вечером возвращаюсь из машинного зала ИПМ  в общежитие на метро и продолжаю рисовать нескончаемые блок- схемы. Задумавшись над очередной загогулиной блок-схемы,  поднимаю глаза, и взор упирается в сидящую напротив симпатичную  девушку. Мысли, конечно, не о ней, а о новом повороте блок-схемы.  Следующая задумка, и еще одна остановка мысли. Снова ненадолго  взгляд останавливается на девушке, которую я практически не заме- чаю. Но она-то воспринимает мои устремленные внутрь самого себя  взгляды как мое желание нарисовать ее портрет. Наконец, не видя  моих результатов, она демонстративно встает, якобы возмущаясь  моей откровенной наглостью, и переходит на мою сторону вагона.  Стоит, упираясь спиной в дверь вагона, бросает свой косой взгляд  на лист бумаги с блок-схемами, лежащий на моих коленях. Тут она  видит, что мои рисунки очень далеки от воспроизведения красивого  портрета, и уже в нескрываемом гневе уходит в другой конец вагона.
На Великую Отечественную войну он ушел добровольцем, единственный раз в жизни отодвинув на второй план свои увлечения наукой. Но  и тут молодой командир топографического взвода нашел возможность  применить свои знания и великолепную память. Характерный пример — история награждения А.А. Ляпунова боевым орденом Красной  звезды за участие в боях на Курской дуге — переломном моменте войны в пользу Советского Союза. Впервые Алексей Андреевич побывал  в этих местах еще до поступления в университет, когда приезжал под  Курск в составе геологической экспедиции отца, исследовавшей Кур скую магнитную аномалию. Помогая отцу в упорядочении записей  экспедиционных наблюдений, юноша Ляпунов сохранил их не только  в документах экспедиции, но и в собственной памяти. А воспользовать ся ими довелось, когда война привела его на Курскую дугу. Вспомнив  информацию о необычно сильных магнитных полях в этих местах, он  предложил внести изменения в инструкции, официально поставляемые  наводчикам-артиллеристам. Но ляпуновские обновления таблиц настолько расходились с теми, к которым боевые командиры-артиллеристы привыкли в учебных классах военных училищ, что у них невольно  возникали подозрения по поводу инструкций командира топографического взвода. Военному начальству посыпались “сигналы” об умышленных ошибках офицера А.А. Ляпунова. В те времена в сложной боевой  обстановке разбираться было некогда — под трибунал с очевидным  исходом. Но успел вмешаться парторг, который предложил провести  эксперимент по проверке нестандартных инструкций Ляпунова, тех, что  он написал с учетом влияния здешних магнитных полей на траектории  полетов тяжелых снарядов. Эксперимент был проведен. Оказалось, что  типовые инструкции вызывают не только большой разброс, но и существенные отклонения от цели, а стрельба “по-ляпуновски” все снаряды  точно выкладывает в одну и ту же воронку-цель. 
Есть ли какой-то факт из информатики — может быть, какой-то алгоритм, - который произвел на Вас сильное, запоминающееся впечатление?
Да, есть. Это рекурсия, которая позволяет очень простыми средствами воспроизводить на компьютерном экране красивейшие и далеко не всегда предсказуемые рисунки.
Надо ли сейчас вообще учить предмету “информатика” в школе? Ведь навыки работы на компьютерах, в сетях, с прикладным ПО дети получают и без этого и гораздо раньше, чем начинают изучать предмет. А специалистов вполне можно готовить в вузах. В школе-то зачем?
Информатика в школе нужна вовсе не потому, что нужно решать определенный класс задач, составлять таблички и рисовать картинки, а потому что информатика учит детей думать, планировать, искать, общаться и учиться, а из всех школьных дисциплин дидактическим инструментарием для решения этих социальных и педагогических задач обладает только информатика. Эта теорема доказана А.П. Ершовым и его Школой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий