понедельник, 3 марта 2014 г.

Информатика в лицах. Часть 3

Горячев Александр Владимирович

Кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, руководитель авторского коллектива курса “Информатика в играх и задачах” (учебники для 1–4-х классов, учебные пособия для 5–6-х классов), автор пособия для дошкольников “Все по полочкам”, автор учебников для 3–4-х классов
“Информатика и ИКТ. Мой инструмент — компьютер”, “Информатика. Логика и алгоритмы”, автор справочников-практикумов для обучения работе с компьютерными программами, руководитель авторского
коллектива учебников по информатике для 7–9-х классов. Выпускник факультета прикладной математики МИЭМ (1982), научный сотрудник Института точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева (1982–1998). Координатор направления “Информатика и ИКТ” в Образовательной системе “Школа-2100”. О себе. Предпочитаю правило “Только давайте без фанатизма”. Дело в том, что я очень высоко ценю здравый смысл, а он несовместим с фанатизмом. Убежден, что даже неуверенное или медленное движение в правильном направлении гораздо лучше уверенного и быстрого движения не туда (на мой взгляд, именно это сейчас происходит с электронными учебниками — движение в тупик). Люблю читать фантастику. Фантасты тоже создают свои миры. Этим они в чем-то похожи на программистов. Я всегда считал фантастику литературой по специальности для программистов.

  • Первый компьютер — “Урал-1”. Он стоял в школе в отдельной комнате, и у старшеклассников были уроки по вычислительной математике. Свои первые программы мы писали в машинных кодах. Мы выполняли работу компиляторов: распределяли память, программировали вычисление выражений. Составленные в машинных кодах программы мы пробивали на черной 35-миллиметровой кинопленке с помощью специального устройства. При этом, если при отладке программы для внесения исправления было достаточно поменять уже пробитые на пленке команды, мы иногда либо заклеивали пробитые отверстия, либо прорезали новые. Как правило, первые задачи были на какие-либо вычисления...
  • Я полагаю, что отношение к компьютеру не только как к игрушке, а как к инструменту с огромными и разнообразными возможностями (но и с принципиальными ограничениями) может быть заложено именно в школе, и в первую очередь на уроках информатики. Это чем-то напоминает импринтинг, когда цыпленок считает своей мамой то, что увидел сразу вылупившись. Ощути компьютер как полезный инструмент. Ну и, конечно, раннее обучение будущих создателей компьютерной техники и программного обеспечения позволит им получить конкурентное преимущество.
  • Если на уроках физики, химии, биологии, географии мы видим за партами пользователей и исследователей окружающего нас мира, то на уроках информатики перед нами сидят как пользователи, так и будущие разработчики (при этом хорошо бы, чтобы разработчики сами были бы квалифицированными пользователями).
  • В 1–6-х классах ориентация на развитие логического и алгоритмического мышления, на развитие фантазии и творческого воображения (очень желательные качества для “создателей миров”). Очевидна польза от этого развития для процесса обучения в целом. Это проявляется и в совпадении интересующих нас мысленных действий с универсальными логическими действиями (составная часть познавательных универсальных учебных действий). Этот этап обучения может завершаться развивающим развлекательным программированием, доступным детям с разным уровнем развития познавательных процессов. Идеальным инструментом для такого развивающего развлекательного программирования были бы конструкторы приложений, позволяющие создавать простые приложения конструированием, а при желании позволяющие дополнять конструирование алгоритмическими конструкциями (что-то наподобие RPGMaker). Кроме того, на этом этапе было бы хорошо учить школьников использовать средства ИТ в своей основной деятельности — учебной, а также применять средства ИТ в созидательной деятельности в рамках различных учебных предметов и во внеурочной деятельности. 2. В 7–9-х классах уже сейчас мы наблюдаем детей, которые способны и/или имеют желание заниматься профильной информатикой. Я не думаю, что эта тенденция куда-то исчезнет. Сейчас в лучшем случае эти дети выделены в отдельные группы (школы, классы, подгруппы) со своей образовательной программой. Я надеюсь, что в течение и пяти, и десяти лет будут совершенствоваться формы обучения школьников, увлекающихся программированием вообще и программированием приложений в частности. Для школьников, не ориентирующихся на информатику как профиль, целесообразно было бы освоение средств ИТ как инструмента в универсальных действиях (универсальных по отношению к профессиям и к учебным профилям): в регулятивных, коммуникативных, познавательных действиях. Предметные результаты такого обучения мы вполне можем считать и метапредметными результатами, поскольку и ИКТ-компетентность, и универсальные учебные действия сами по себе, согласно ФГОС, относятся к метапредметным результатам обучения. 3. В 10–11-х классах на этапе профильного обучения логичным было бы ориентировать курсы информатики на освоение средств ИТ в профильно-ориентированных действиях, плюс, возможно, еще какие-либо из универсальных надпрофессиональных действий, не рассмотренных в основной школе. Перечень этих универсальных и профильно ориентированных действий может со временем меняться. Эти изменения потребуют дополнения учебников, но не настолько быстро, как смена версий компьютерных программ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий