понедельник, 10 февраля 2014 г.

Информатики об информатике. Часть 2

Поляков Константин Юрьевич

Родился в 1968 году. В 1991 году закончил с отличием Ленинградский кораблестроительный институт по специальности “Автоматизация теплоэнергетических процессов”. Доктор технических наук, специалист по теории цифровых систем автоматического управления.С 1991 года работает учителем информатики в средней школе № 163 Санкт-Петербурга. Автор проектов “Методизмы” (обсуждение существующих учебников информатики) и “Материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике” на сайте http://kpolyakov.spb.ru.
Разработчик бесплатного программного обеспечения для поддержки школьного курса информатики (тренажер “Логика”, система “Исполнители”, сетевой тест NetTest, веб-редактор HEFS, учебная модель компьютера “ЛамПанель” и др.). Почетный работник общего образования РФ. Руководитель авторского коллектива по разработке учебника информатики углубленного уровня для 10–11-х классов. В свободное время увлекается водными и конными туристскими походами по России.
Нас учили программировать на языке FORTRAN IV в пакетном режиме. Это означает, что программист пишет программу на специальном бумажном бланке,
затем сдает ее в вычислительный центр (ВЦ) на подготовку данных. Через день получает пачку перфокарт, сдает ее снова в ВЦ на выполнение, еще через день получает распечатку, из которой следует, что перфокарты набиты с ошибками, сдает ошибочные строчки на повторную набивку и т.д. Поскольку учебные задания вроде табулирования значений функции были довольно скучными, любимым развлечением студентов было вывести на печатающее устройство какой-нибудь рисунок из символов.
Если бы в Вашем распоряжении была лишь одна лекция (допустим — “пара”,полтора часа) и полная свобода рассказывать о том, что Вам интересно в информатике, чему бы Вы посвятили это время?
Я всегда стараюсь убедить талантливых и творческих молодых людей НЕ становиться программистами. Дело в том, что программист — всегда исполнитель. Это значит, что какой-то творческий человек что-то придумал и для реализации этой идеи нанял программиста, который обречен делать то, что ему скажут. Да, он может сделать свою работу хорошо или плохо, но суть от этого не меняется — программист всегда остается в тех рамках, которые установлены заданием. Исключения есть (например, успешные стартапы), но это капли в море. К сожалению, знаю талантливых людей, закончивших “программистские” специальности и ставших классными специалистами, которым через 10–15 лет работы настолько надоело “гонять байты”, что они теперь пытаются реализовать себя в совершенно других областях. Нравится программировать? Отлично! Почему бы не выбрать профессию, в которой программирование необходимо, но не является основным делом. Примеры таких специальностей — автоматическое управление, робототехника. Здесь можно самому ставить задачи и самому их решать.

Семакин Игорь Геннадьевич

Доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры прикладной математики и информатики Пермского государственного национального исследовательского университета. Ведущий автор и руководитель авторского коллектива общеобразовательного курса информатики для средней школы. Под его руководством и при его участии выпущено более 30 учебников и учебных пособий для общеобразовательной школы, системы высшего и среднего специального образования. Область научных интересов: содержание и методика преподавания информатики, информатизация образования. Но это можно прочитать и на последней обложке учебника. А вот чего там прочитать нельзя ☺.
Люблю свой университет, с которым связано полвека моей жизни; люблю горы и песни под гитару — рецидив студенческой молодости; люблю корпеть над текстами; люблю преподавать и вообще — общаться со студентами; люблю программировать — чистит мозги; люблю ходить на лыжах и плавать; люблю жарить шашлыки на даче; люблю возиться с внуками; люблю хорошую музыку и хорошие книги.
В 1964 году я поступил на физический факультет ПГУ. С 3-го курса стал учиться по специальности “Теоретическая физика”. Расчеты по своим курсовым работам выполнял все на той же “Арагац”. Это были задачи из области теории гидродинамической устойчивости. Сейчас невозможно поверить в то, что такие серьезные научные задачи решались
на ЭВМ, оперативная память которой составляла около 12 килобайт, а быстродействие — 10 тысяч операций в секунду.
Если бы в Вашем распоряжении была лишь одна лекция (допустим — “пара”, полтора часа) и полная свобода рассказывать о том, что Вам интересно в информатике, чему бы Вы посвятили это время?
Наверное, истории ЭВМ и ИКТ. Ясно, что за полтора часа всего не расскажешь! Но это самая подходящая тема, с помощью которой можно заинтересовать учеников в изучении предмета. И хорошо бы еще успеть затронуть социальные последствия информатизации.
Если в содержании школьной информатики видеть только технологии и программирование (как это обозначено в ФГОС) и выделять на преподавание предмета один урок в неделю, то ее изучение потеряет смысл. Если же идти по пути усиления фундаментального и методологического (метапредметного) содержания информатики, то предмет имеет шанс не только выжить в школе, но и развиваться в сторону системообразующей основы всего школьного образования.

Уваров Александр Юрьевич

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Вычислительного центра Российской академии наук (ВЦ РАН) и главный научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО). Он лауреат премии Правительства РФ в области образования,эксперт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, действительный член международного профессионального партнерства Education Impact (http://www.educationimpact.net/), член редакционной коллегии журнала Образовательная политика”, эксперт международных образовательных программ “Партнерство в образовании” (Microsoft) и “Обучение для будущего” (Intel). А.Ю. 
Уваров работал школьным учителем, был научным сотрудником и заведовал лабораторией в Академии педагогических наук СССР. Возглавлял Управление информатики и вычислительной техники Министерства просвещения СССР на первом этапе внедрения компьютеров в образование (1985–1988), был проректором Университета Российской академии образования. Он является инициатором и научным руководителем многих национальных и международных исследовательских проектов в области информатизации образования.
А.Ю. Уваров является автором и соавтором более 200 опубликованных работ по проблемам дидактики, разработки учебных программ, педагогического дизайна, использования ИКТ в образовании. Среди них книги “Учебные телекоммуникационные проекты в классе”, “Электронный учебник: теория и практика”, “Телекоммуникация, образование, профессионализм”, “Информатизация школы: вчера,сегодня, завтра”, “Кооперация в обучении: групповая работа в классе”, “Российская школа и новые информационные  технологии: взгляд в следующее десятилетие”, “Распространение инновационных учебно-методических материалов” и др.

  • Полвека назад, когда я был студентом, на первом этаже в нашем корпусе установили компьютер “БЭСМ-2М”. Для этого снесли несколько стен и в зале размером с две поточных аудитории разместили настоящее чудо техники из фантастических романов. “За стенами зданий кипела работа: мигали, гудели, считали приборы” — так поэт из журнала “Юность” тех лет описывал вычислительный центр на космодроме одной из инопланетных цивилизаций ☺.
  • Доступ к ЭВМ был ограничен, и мы всерьез осознали простую истину тех времен: наше время ничего не стоит, а машинное время стоит дорого. Потребовалось огромное количество дешевого личного и много часов дорогостоящего машинного времени, прежде чем несложные по современным понятиям программы оптимизации раскроя листового материала и составления карт обработки деталей на токарном станке заработали. Это был триумф. Его результатом стала публикация статьи студентов в одном из научных изданий.
  • ...а с Дж. Маккарти мне довелось встречаться лично. Этот замечательный человек не только изобрел язык Лисп и ввел термин “искусственный интеллект”. Он был большим другом нашей страны, часто приезжал в СССР, выступал перед участниками Школы юных программистов.
  • Представлять на страницах этого издания “отца школьной информатики” академика А.П. Ершова было бы странно. Однако, возможно, не все знают, что Андрей Петрович был не только разработчиком трансляторов, но и настоящим визионером. Четверть века назад он ясно видел все этапы продолжающейся и сегодня информационной революции, предсказывал возникновение облачных вычислений.
  • Знаменитую метафору А.П. Ершова “Программирование — вторая грамотность”, которая была сформулирована в докладе на конгрессе IFIP три десятилетия назад, уместно помнить и сегодня. Для А.П. Ершова программирование было не профессией, а способом видения мира. С текстом его выступления (http://ershov.iis.nsk.su/russian/second_literacy/article.html), как мне кажется, должен познакомиться каждый образованный человек. Задача, которую ученый сформулировал много десятилетий назад, актуальна и сегодня. Недаром законодатели в США предложили недавно придать языкам программирования статус “критических иностранных языков”, с тем, чтобы у местных властей был стимул вводить уроки программирования в начальных классах школ и в старших группах детского сада (http://www.golos-ameriki.ru/content/computing-languagesstatus-congress/1811464.html). 
  • Эксперименты по обучению программированию маленьких детей, которые проводит один из авторов первого школьного учебника по информатике Анатолий Георгиевич Кушниренко, показывают, что это совсем не пустая фантазия. Новые образовательные стандарты в нашей стране также требуют формирования “информационной культуры” у каждого школьника. Самое ясное и простое объяснение этому феномену содержится в работах А.П. Ершова.
  • Лет пятнадцать назад ко мне на консультацию пришла одна из моих студенток. Я предложил ей скопировать ее работу на стоящий в аудитории компьютер, но она сказала, что не носит с собой сменных носителей. У нее, как у сисадмина, все хранится на сервере и доступно через Интернет. В те времена это мог позволить себе только сисадмин. Сегодня это норма для каждого. Например, все мои архивы с фотографиями лежат на SkyDrive. Там же хранятся все рабочие материалы проектов, в которых я участвую с коллегами. Использование коллективного информационного пространства у нас давно стало нормой. Это резко повышает производительность труда.
  • ...освоение навыков работы на компьютере и изучение информатики имеют так же мало общего, как освоение каллиграфии c помощью гусиного пера и изучение русского языка.
  •  Я знаю немало думающих учителей,которые считают, что разорванное на предметы школьное образование не позволяет учащимся формировать для себя единую картину мира. Предметное образование появилось как результат уплощения педагогической профессии. Теперь стало считаться нормальным, что учитель русского языка может не знать географии, а учитель химии плохо разбирается в математике. В этих условиях требовать от учащихся осваивать школьную программу, которая включает в себя все эти предметы, — нонсенс!
  • Мне кажется, что пора вернуться к тому, что учитель — это Образованный Человек с большой буквы. Именно по культуре учителей надо судить о культуре общества. Информационная культура, знакомство с основами информатики важны для жизни в современном мире не меньше, чем личная гигиена и физическая культура (здоровье).
  • Возможно, нас ждет постепенный отход от чисто предметного преподавания, переход к проектной работе учащихся, в рамках которой они будут не только усваивать основы соответствующих наук, но также приобретать общенаучные, общеучебные и гражданские компетенции. За рубежом их часто называют “компетенции ХХI века”*.
  • Нам всем кажется, что за следующие 5–10 лет вряд ли что-то кардинально изменится в школе. И для этого есть достаточно оснований. Однако информатизация образования продолжается. Современные дети не хотят мириться с традиционной школьной рутиной. Они “голосуют ногами”. Изменения неизбежны, но только в том случае, если мы сами их готовим и проводим в жизнь. Так поступают, например, учителя информатики школы № 550 в Санкт-Петербурге. Возможно, их пример окажется заразительным и для других школ, где думают о личностноориентированном обучении, реальной индивидуализации учебного процесса, где хотят, чтобы современное представление об информатике получил КАЖДЫЙ учащийся школы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий