четверг, 6 февраля 2014 г.

Информатики об информатике

Кириенко Денис Павлович

В школе увлекался математикой, любил участвовать в различных олимпиадах, был призером всероссийской олимпиады по математике. Педагогикой интересовался с самого окончания школы — преподавал в Тульской летней многопрофильной школе (lmsh.edu.ru), вел кружки, участвовал в проведении математических олимпиад. Окончил мехмат МГУ, занимался научной работой, программированием, но в итоге победило желание работать в школе. В 179-ю школу г. Москвы пришел в 2002 году практически случайно — куда раньше позвали. Некогда одна из самых известных в Москве математических школ в 1980-е годы была “развалена” до уровня средней районной школы, но за десять лет коллективу учителей-энтузиастов удалось вновь вернуть школу в число одних из первых в России не только в математике, но и в информатике. Затем втянулся в проведение олимпиад, но уже по информатике, вошел в число разработчиков ЕГЭ по информатике, разработал формат проведения ГИА по информатике, стал ездить преподавателем в Летнюю компьютерную школу (lksh.ru) — лучший летний лагерь России для юных программистов. Член коллектива разработчиков ALT Linux Team.
Если бы в Вашем распоряжении была лишь одна лекция (допустим — “пара”, полтора часа) и полная свобода рассказывать о том, что Вам интересно в информатике, чему бы Вы посвятили это время? 
Я бы рассказал про язык Python и показал бы, как легко и просто на нем писать разные алгоритмы, программы получаются раза в три короче, чем на Pascal или C++.

Есть ли какой-то факт из информатики — может быть, какой-то алгоритм, — который произвел на Вас сильное, запоминающееся впечатление? 
Криптография с открытым ключом — любой человек может зашифровать сообщение так, что никто, кроме получателя, его не прочтет, и не нужно при этом предварительно обмениваться с собеседником секретными ключами. А также все связанные с этим вопросы — электронная подпись, протокол бросания монеты, доказательство с нулевым разглашением. Во время учебы в университете я даже немного занимался научной работой в этом направлении.
Есть ли у Вас любимая задачка или задачки? 
Например, задача про “Банкомат”. Есть банкноты заданных номиналов, как выдать заданную сумму при помощи минимального числа банкнот? Сначала в голову приходит “жадное” решение — выдаем банкноты самого крупного номинала (например, по 5000 рублей), пока это возможно, затем переходим к банкнотам меньшего номинала (по 1000 рублей), затем — к следующим по величине (500 рублей) и т.д. Этот алгоритм работает, когда все номиналы банкнот — кратные, например, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Но если номиналы банкнот некратны — например, 1, 30, 100 рублей — и нужно выдать, например, 120 рублей, “жадный” алгоритм предложит одну банкноту в 100 рублей и 20 банкнот по одному рублю, а оптимальное решение — выдать четыре банкноты по 30 рублей. На примере этой задачи легко объясняется идея динамического программирования. 
Какую тему/темы школьного курса (будем считать, что мы находимся в пространстве ФГОС) Вы не хотели бы рассказывать детям? Ну не нравится она Вам. 
Есть такая тема — “Моделирование и формализация”. Например, один из учебников начинается с главы “Моделирование как метод познания”. Вот этих слов я никогда не понимал. Конечно, решение любой задачи на компьютере есть создание модели, и, всякий раз решая задачу, мы создаем модель. Но при этом я ни разу не думал, что вот я сейчас буду создавать модель, чтобы решить задачу. Примерно с таким же успехом можно будущим архитекторам рассказывать, как важно архитектору уметь рисовать чертежи, вместо того чтобы учить черчению. 
Надо ли сейчас вообще учить предмету “информатика” в школе? Ведь навыки работы на компьютерах, в сетях, с прикладным ПО дети получают и без этого и гораздо раньше, чем начинают изучать предмет. А специалистов вполне можно готовить в вузах. В школе-то зачем? 
Изучение прикладного ПО, несомненно, должно быть интегрировано с другими предметами. Но есть некоторая информационная культура (культура работы с информацией), которой не то чтобы преимущественно не учат, но даже непонятно, как учить. Например, элементом этой культуры является заполнение поле “Тема” в письме электронной почты, подпись в конце письма, сопроводительный текст к письму, если основные документы пересылаются в виде вложения. И, наоборот, если основным содержанием письма является некоторая текстовая информация, то писать ее нужно в теле письма, а не во вложении. К сожалению, даже многие учителя не владеют этой культурой; например, на просьбу “прислать сообщение по электронной почте об окончании тура олимпиады” зачастую приходят письма, к которым приложен документ MS Word, в котором крупным шрифтом написано: “Тур в школе номер... окончен!”. Хоть авторы такого послания и преподают информатику в школе, но, похоже, им не приходилось за сутки получать и обрабатывать сотню сообщений по электронной почте. Это все — не использование информационных технологий, а культура использования информационных технологий, и как этому учить — пока непонятно. Что касается теоретической информатики и программирования — этот предмет, несомненно, обязателен для изучения в школе. Во-первых, чтобы современные пользователи понимали принципы работы информационных технологий, что компьютер управляется программами, которые создаются человеком, и как человек создает эти программы. Во-вторых, поскольку спрос на IT-специалистов постоянно растет, то еще в школе нужно развивать интерес к IT-технологиям. Чем больше школьников познакомится с IT в школе, тем больше из них пойдет в вузы на соответствующие специальности. Развивая IT-индустрию, государство может выйти на лидирующие позиции в мире в IT-технологиях, а для этого вовсе необязательно строить заводы или сверлить скважины, достаточно только развивать IT-образование в школах и вузах и предоставлять льготы IT-компаниям.

Калинин Илья Александрович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики Института математики и информатики Московского городского педагогического
университета, начальник отдела серверной и телекоммуникационной инфраструктуры дирекции информационных систем Московского городского педагогического университета. Автор  учебников, учебных пособий и плакатов для учащихся общеобразовательных школ. Область научных интересов: телекоммуникационные технологии, информационный поиск.

Какую тему/темы школьного курса (будем считать, что мы находимся в про странстве ФГОС) Вы не хотели бы рассказывать детям? Ну не нравится она Вам.

 Технику безопасности и санитарные нормы. Стартовое занятие каждого года, в котором исходный смысл полностью убит обязательно предписанным содержанием, эталонным по своей беспредметности, и утерей связи с действительностью. Ненавижу работу ради “постановки галочек” — как насчет ведра с песком в кабинете информатики (ЛИЧНО У МЕНЯ ТРЕБОВАЛИ — это не придумано!)? Или замера расстояния от глаз до экрана? А утверждение, что компьютер — опасное электрическое устройство, которое предлагается сказать современным детям Страницы требований — устаревших еще до их издания, в которые предлагается верить, как в Бога (это при том, что я вообще агностик) И все это нам “впаривают” люди, за последние 20 лет не опубликовавшие для педагогов НИ ОДНОГО доказательного исследования с двойным слепым контролем, что соблюдение всех этих требований вообще на что-то влияет. НИ ОДНОГО обоснованного, взвешенного курса Вполне открыто говорящие, что не провели исследований по собственной методике даже для LCD-экранов и все нормы рассчитывали для кинескопных телевизоров... Ханжество, фарисейство и безграмотность Чтоб им всем монитор в кактусах поставили!
Надо ли сейчас вообще учить предмету “информатика” в школе?
Да.
 Ведь навыки работы на компьютерах, в сетях, с прикладным ПО дети получают и без этого и гораздо раньше, чем начинают изучать предмет. А специалистов вполне можно готовить в вузах. В школе-то зачем?
Теоретически — можно. На практике — подавляющее большинство серьезных специалистов занимаются предметом лет с 10 — а то и раньше,  вам это ни о чем не говорит? В том-то и дело, что этот предмет не столько навыки, сколько образ действий, определяемых знаниями и опытом. Навыки “набить” можно — но очень хочется, чтобы информатику перестали воспринимать как набор навыков.
Какой Вы представляете себе информатику в школе через пять лет? А через десять лет? “Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах”. Футуристические прогнозы — крайне неблагодарная штука. Представьте себе реакцию себя же 20-летней давности на фразу “Я пока  еду, телефоном расписание на сегодня сфотографируй и мне на почту скинь”! Как же предсказывать, что станет важным через десять лет? Мне кажется, как предмет информатика не очень меняется. Опишу впечатление: очень хотелось бы видеть ее предметом, который любят те, кто его преподает и учит.

Гейн Александр Георгиевич

Руководитель авторского коллектива по разработке школьных учебников по информатике,
профессор Уральского федерального университета, доктор педагогических наук. Прямая речь: «Однажды я прочитал замечательную фразу: “От учителя, как и от врача, ждут чуда, но никто не удивляется, когда оно происходит”. И чем дольше я преподаю, тем ближе мне кажутся профессии учителя и врача. И тем чаще я повторяю себе: “Не навреди”».

...Мы будем учить информатике. т. е. умению работать с информацией. Например, умению обрабатывать информацию с помощью электронных таблиц, а не работе с электронными таблицами.

Самылкина Надежда Николаевна


Профессор кафедры теории и методики обучения информатике математического факультета Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент ПО кафедры информатики и прикладной математики. Автор учебников, учебных пособий и плакатов для учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов. Область научных интересов: методика преподавания информатики в школе и вузе, методика оценивания знаний учащихся, разработка и использование тестов в педагогической практике.
Какую тему/темы школьного курса (будем считать, что мы находимся в пространстве ФГОС) Вы не хотели бы рассказывать детям? Ну не нравится она Вам. 
Все годы эта тема для меня является индикатором чувства юмора преподавателя: иначе о технике безопасности разговаривать невозможно.
Надо ли сейчас вообще учить предмету “информатика” в школе?
Ведь навыки работы на компьютерах, в сетях, с прикладным ПО дети получают и без этого и гораздо раньше, чем начинают изучать предмет. А специалистов вполне можно готовить в вузах. В школе-то зачем?
Думаю, что надо учить, но серьезнее отнестись к содержанию предмета и его возможностям. Многовато стало абсурда. Мне очень повезло, всегда давали возможность работать как мне хотелось. Информатика в школе — это мировоззрение, умный и пытливый взгляд на окружающий мир, поиск своего места в этом мире. Это начинается очень рано. К сожалению, бывает, что дети обходятся здесь без учителя — единомышленника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий