вторник, 18 декабря 2012 г.

Триединая дидактическая цель. Из лекции А. Е. Пупцева

Обучающая

В цели должен быть виден конечный результат. Цель надо ставить для ребёнка.
Цель должна быть конкретной, чтобы её выполнение можно было бы проверить. Можно ставить впереди глагол: учить, научить, сформировать, если что-то имеет незаконченный характер, то нужно использовать глаголы несовершенного вида.
Не надо писать в цели с помощи  чего вы достигаете цель.
Навыки - это умение сформированное до автоматизма. Например, навык набора текста - после того, как научатся.


Развивающая

Можно развивать:
  •  мышление
  • память 
  • внимание
  • восприятия
  • воображение
  • эмоции
  • общеучебные умения и навыки
Например, учить учащихся самостоятельно работать с учебниками; учить учащихся самостоятельно проводить исследования базы данных.

Логическое и алгоритмическое мышление:
  • учить  строить логические утверждения (например, тема ветвления)
  • учить мыслить индуктивно, дедуктивно. Например, вы написали конструкцию языка, а потом задачу - это развитие дедуктивного мышления. Дедуктивное мышление на ранних этапах (6-7 классы) слабо развито. Надо идти от примера. Например, предлагается алгоритм, в котором команды повторяются многократно, выясняется, что программа не рациональна.
  • учить формализовать свои намерения в форме алгоритмов
Системно-комбинаторное мышление (почти нет заданий на развитие этого вида мышления)

Системное:
  • учить видеть объекты и предметы в целостности и взаимосвязях (тема Запросы, нет таблицы, запроса не сделаешь)
  • учить строить несколько точек зрения на 1 объект;
  • формировать умения работать с формальным языком команд и клавиш.
Понимание алгоритма. Дайте блок-схему или готовый алгоритм, пусть опишут, что делает данный алгоритм. Такие задания надо включать в каждую самостоятельную, практическую работу по теме "Основы алгоритмизации и программирования".

Хорошо развивается  память при изучении темы "Обработка графической информации". Например, нарисуйте предмет, который выглядит ....; создание орнамента по памяти.

Можно учить комбинировать объекты

Воспитательная

Нужно определить воспитательные возможности изучаемого материала.
Можно воспитывать аккуратность, чёткость и дисциплины при составлении алгоритмов.
Задачи давать с оболочками. Например.
Дороги. Мощность дорог зависит от количества перепадов температур с "+" на "-".  Посчитать мощность дорог.
Можно воспитывать через отношения учителя и учащихся на уроке. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий