четверг, 20 декабря 2012 г.

Методы обучения на уроках информатики. Из лекции А. Е. Пупцева


Не существует однозначной классификации методов обучения (классификация по Щукиной, Бабанскому, Паламарчук…).

Классификации:
Классическая
• наглядные
• практические
Павловский, Лернера-Скаткина
• объяснительно-иллюстративный
• репродуктивный
• проблемный
• частично-поисковый
• исследовательский

Объяснительно-иллюстративный

Используется, когда материал может очень сложный или очень простой, но его много.
Признаки: объясняем, показываем, используя различные визуальные средства обучения, учащиеся слушают, осмысливают, запоминают. Данный метод считается самым быстрым методом.
Можно использовать пошаговые инструкции: в инструкции чётко прописывать, что нужно сделать. Инструкции можно давать в электронном виде.
Можно предложить, чтобы учащийся нашёл сам, как это сделать, таким образом ставится задача привить ифнормационную культуру, ученик самостоятельно учится использовать информационные технологии.
Наш предмет перегружен — каждый урок, это урок получения новых знаний.
Если урок перегружен, то самый эффективный метод обучения — объяснительно-иллюстративный (рассказали, показали…). Объяснительно-иллюстративный метод — самый быстрый.

Пиаже
Пока я говорю и показываю, то мой ученик не развивается. По Пиаже интеллект развивается, когда он это делает сам.
Объяснение может совпадать с закреплением. Можно объяснение сочетать с закреплением.

Репродуктивный метод

Учитель побуждает и создаёт условия для многократного воспроизведения знаний и умений. Дети повторяют предложенное учителем. Этот метод мы используем всегда, когда мы садим ребёнка выполнять, например, практическую и он каким-то образом повторяет наши действия, независимо от сложности.

Технология пошаговых инструкций (С. Вабищевич)

Существуют очень большие программистские фирмы. У них большое количество сотрудников. Из института, обычно, приходят люди неполностью готовые к практике. Набрать такое количество педагогов, которые обучили бы этих людей сложно, а порой невозможно. Поэтому большинство фирм создают самоучители, по которым можно учиться самостоятельно.
Всякий процесс разделяется на этапы. Каждый этап выполняется с помощью инструкций, действий, команд, операций.
1. ----
2. ---
3. ----
4. -----
...
Между цепочками действий размещаются опорные и контрольные ориентиры. Т. е. прописывается, что должно получиться в результате этого действия. Если увидел, что сделал правильно, то переходим к следующему действию.
Контрольные ориентиры -  то, что было в начале и что должно получиться в конце.
Перед выполнением задания любая инструкция требует речевого озвучивания и разбора: обратить внимание на какие-то тонкие моменты. Вы затрите время сейчас, но съэкономите его в ходе выполнения задания.
Инструкции удобно использовать, если ребёнок болел.
Ученик, когда работает за компьютером, получает больше удовольствия, чем когда слушает.
Наша самая главная задача: чтоыб учащиеся усвоили материал как можно лучше.

Проблемный метод обучения

Учитель формулирует проблемы или проблему, решаёт её сам, дети воспринимают, осмысливают, запоминают, получая образец научного рассуждения.
Данный метод не предполагает аквтиного участия детей. Используется, когда материал средней степени сложности. 
У детей должен быть хороший и средний уровень подготовки. Если слабая - нельзя.


Метод эвристической беседы

Предполагает, что в процессе объяснения учебного материала учитель задаёт учащимся вопросы, ответы на которые ученик заранее не знает.
Этот метод способствует развитию мышления учащихся, активизирует детей, способствует развитию внимания.
Если учитель авторитарный, то дети будут бояться ответить неправильно.
Перечень вопросов надо готовить.
Подходит для материала среднего уровня сложности.  Школьники должны быть готовы к частичному поиску, иметь хороший уровень подготовки.

Исследовательский метод обучения

Предполагает, что рассматривается какой-то процесс, выдвигается гипотеза.
Впервые этот метод появился в России.
Рекомендуется использовать при изучении моделирования (должен выйти факультатив по моделированию).
Это метод самый длительный, на уроках используется редко, но на факультативных занятиях можно использовать.

 И главное - не бояться эксперементировать. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий