понедельник, 26 июня 2017 г.

От серьёзности к игре

=>=>
Когда нибудь и ?

Какие чувства у учителей информатики вызывает программирование? Уверена, что у Дениса Геннадьевича Копосова только положительные. Изучение этой же темы у меня вызывает острое чувство неудовлетворённости моей педагогической деятельностью, беспомощности. Я не знаю как помочь детям? Пропуски, пробелы в знаниях...

Многие дети эту теме просто переживают, ждут, когда она закончится (тема разбита на 6 лет). Меня эта ситуация не устраивает.
В форуме Как увлечь детей программированием педагоги делились со мной своими находками, идеями. Но реальные условия не всегда позволяют использовать то, что хочется. Да, хорошо, чтобы у нас были роботы, мы изучали ScratchBlockly, но в учебнике Паскаль. У меня пока не остаётся выбора.

В Паскале не создашь быстро готовый красивый продукт, дети не понимают, зачем мы изучаем программирование. Все мои доводы о том, что программирование развивает логическое мышление, у программистов высокие зарплаты, - моих детей не воодушевляли. На большинстве уроков я слышала вопрос «Когда закончится Паскаль?»

Что мне изменить в своей работе, чтобы эта тема не вызывала таких чувств у ребят?

В начале педагогической деятельности я считала, что чем больше задач мы разберём на уроке, тем лучше. Именно разберём, а не решим самостоятельно и выполним на компьютере. Затем до меня дошло: дети часто не понимают, что вводить, что выводится на экран, зачем писать программу. Тогда я перешла к тому, что мы разбираем на уроке 1-2 задачки вместе, затем ребята решают задачи самостоятельно. Продвижение было. Ребята научились читать задачу, понимали, что требуется ввести, что выводится на экран. Однако, возникли другие трудности.

Для части детей оказалось проблемой написать простейшую программу. Конечно же, я их консультировала, помогала, говорила, где можно почитать, но качественной помощи на уроке я не успевала оказать.

В этом году выход мне подсказала Марина Курвитс в своём онлайн курсе Оценивание и обратная связь с использованием ИКТ | Как сэкономить время?

Одна из подсказок - это сервис learningapps. Раньше этот сервис большинство моих детей воспринимало как игру. Многие из них просто щёлкали, чтобы быстрее перейти к следующему заданию. Сейчас ситуация изменилась. Ребята вдумчиво выполняют задание, а всё потому, что эта игра может являться мостиком к решению следующей задачи. Кроме того, я стала использовать указание, помощь, т. е. дети в игре не просто получают Ответ неверен, а, например, В integer входят только целые числа, например, 5, 0, -7. При выполнении упражнений важно понять, что нельзя бросать детей, учитель должен поддерживать учеников и в этот момент.

Learningapps ребята могут использовать и дома. Но без обязаловки. Хотите отрабатывайте навык: нет - значит, нет. Недавно Марина Курвитс в сервисе Перископ провела несколько трансляций, посвящённых learningapps. Посмотрите. У многих из вас изменится взгляд на этот инструмент. А кто-то просто услышит умные и полезные вещи. Например, я не догадывалась, что упражнения learningapps можно использовать и для поддержки своих детей.

С лёгкой руки Марины Курвитс ввела в свои уроки Kahoot! Об этом сервисе на Галактике писал Александр Баданов. Kahoot даёт возможность получить учителю мгновенную обратную связь. После прохождения Kahoot учитель получает картину проблем в усвоении материала учащимися, он видит над чем ещё надо поработать. Дети вроде воспринимают Kahoot как игру, но одновременно становятся внимательными. Если на задание не получен правильный ответ, то мы сразу разбираем этот вопрос. А дети же хотят быть в первых строчках.

При изучении темы “Основы алгоритмизации и программирования” я использовала приёмы социо-игровой режиссуры только в оргмоменте. Всё боялась, что не хватит времени. После чтения поста Ольги Муриной 
В поисках понятного программирования, советов Нины Макаровой, прочтения очередного разбора занятия по социо-игровой режиссуре я осознала, что в моём темпе успевает всего лишь небольшая часть ребят и решила использовать игровые приёмы и при изучении программирования.

С каким азартом мои дети с места помогали своим одноклассникам у доски написать программу. На моё удивление никто не остался безучастным, все старались помочь.

В малых группах мы складываем сначала словесный алгоритм.
Задание. Составить программу из кусочков для решения следующей задачи. Данные о температуре за неделю хранятся в массиве. Вывести номера тех дней, в которые температура была выше 0. Время - 45 сек.
  • описываем массив из 7 элементов
  • описываем переменную, которая будет отвечать за номер дня недели, т. е. индекс элемента массива
  • начало
  • предлагаем ввести температуру за каждый день недели
  • вводим данные
  • просматриваем все элементы массива и сравниваем температуру за каждый день с нулём, если она больше 0, то выводим номер дня недели
  • конец

Затем на Паскале.
  • var T:array[1..7] of integer;
  • n:integer;
  • begin
  • writeln(‘Введите температуру за каждый день недели’);
  • for n:=1 to do read(T[n]);
  • for n:=1 to 7 do
  • if
  • T[n]>0
  • then
  • write(n,’ ‘);
  • end.

Заполняем пропуски.
var T:array [_____________] of integer;
n:__________;
begin
writeln(‘Введите температуры за неделю ’);
for n:=1 to ___ do read(_____;
writeln(‘В эти дни температура была выше 0’);
for n:=1 to 7 do
if _________ then write(___,’ ‘);
end. 


И всё это с посыльными, с двигательной активностью, проверяет выполнение задания не учитель, а ученики.

Приятно наблюдать, как дети на уроке говорят по теме урока, спешат выполнить задание. Заметила, что многие ребята выполняют задания стоя.

На одном из уроков ребята выполняли практическую работу по вариантам на отметку. Захотелось, чтобы и на практической было хоть какое-то движение. Физкультминутку на практической или контрольной даже 6-классники выполняют с неохотой, им не хочется отрываться от задания. Решила правильные ответы и тесты к некоторым заданиям развесить по кабинету (в текстовом варианте и в виде qr-кодов). Дети были удивлены, что им предлагались правильные ответы.

Вот такой путь я прошла от решения задач учителем к играм.

Коллеги, а какие приёмы помогают вашим ученикам изучать программирование?

Комментариев нет:

Отправить комментарий